Quper
X
Подшипники 4 государственного шарикоподшипникового завода

4ГПЗ

4ГПЗ, наличие, каталоги продукции

Каталоги производителя

О производителе

ГПЗ-4, «четвёртый ГПЗ» — завод по изготовлению шарикоподшипников, существовавший в городе Куйбышеве с 1941 года. Выпускал большой номенклатурный перечень шариковых радиальных и радиально-упорных подшипников с диаметром отверстия от 4 мм до 200 мм, а также сверхкрупные подшипники и специальные подшипники для авиационной и космической промышленности.

Главная площадка ГПЗ-4 была размещена на территории дореволюционных учреждений военно-артиллерийского ведомства, построенных в начале XX века. С 1919 года занимаемая ими территория стала именоваться Линдовым городком в честь убитого мятежными красноармейцами большевика Гавриила Линдова

Основан на базе Московского подшипникового завода, эвакуированного во время Великой Отечественной войны. Территория завода располагалась на месте Линдова городка.

Из-за складывающейся ситуации на фронте, 22 июля 1941 года, председатель Госэвакокомиссии Шверник подписал решение об эвакуации ГПЗ-1 из Москвы в Куйбышев. 21 ноября 1941 года на предприятии собрали первую партию подшипников, почти 10000 штук, для отправки на Челябинский танковый завод. В декабре 1941-го собрали 62 тыс. подшипников. Всего же за годы войны завод выпустил 57,6 млн подшипников.

В 1946 году завод разделён на два самостоятельных предприятия: ГПЗ-4 и ГПЗ-9. Было решено, что Завод № 4 (в Линдовом городке) будет выпускать приборные шариковые подшипники, подшипники с длинными цилиндрическими роликами, с витыми роликами, миниатюрные, штампованные упрощённые, свободные шары и др. Завод № 9 (бывший филиал на Безымянке) будет выпускать в основном роликовые конические подшипники, роликовые цилиндрические повышенной точности и специальные подшипники.

В послевоенные годы произошла серьезная реконструкция предприятия - работать дальше на изношенном и устаревшем оборудовании было невозможно. Начали строить новые цеха и ремонтировать старые.

В 1950 году был открыт цех сверхкрупногабаритных подшипников. Первое изделие было диаметром 500 мм. С этого момента начался новый этап в развитии производства, связанный с сверхкрупногабаритной продукцией. В 1952-1958 годах начались работы по автоматизации производства. Стали применяться сборочные автоматы. Это повысило производительность и снизило себестоимость.В 1959-1965 годах были построены новые корпуса, вступил в строй цех-автомат.

Также началось строительство цеха сверхкрупногабаритных подшипников (ЦСП). В 1970 году цех заработал на полную мощность. Завод первым в стране наладил производство подшипников диаметром 3,5-4 метра.

В 1988 году из состава производственного объединения был выведен ГПЗ-9. В 1990 году стал самостоятельным завод приборных подшипников, ГПЗ-31.

В 1993 году «4 ГПЗ» был преобразован в Акционерное общество «Шар». В 1996 году из состава предприятия было выведено ОАО «Завод авиационных подшипников» (до 2002 назывался «Завод специальных подшипников»).

АО «Шар» признано банкротом в мае 2001 года. Заводские мощности ГПЗ-4 были перенесены на площадку ГПЗ-9 в Юнгородок. Часть зданий заводских корпусов в Линдовом городке снесены, часть досталась «ЕПК-Самара».

Завод авиационных подшипников унаследовал от ГПЗ-4 несколько цехов в Линдовом городке и впоследствии вошел в состав Европейской подшипниковой корпорации как «ЕПК-Самара».

Также на других промышленных площадках Самары возникли подшипниковые производства, объявившие себя наследниками ГПЗ-4, в частности Самарский подшипниковый завод-4, СПЗ-4.

- ООО «СПЗ-4», как самостоятельный производитель, функционирует с 2006 года (на базе бывшего ГПЗ-4) и в настоящее время относится к основному производителю в России шариковых радиальных и радиально-упорных подшипников с диаметром отверстия от 4 мм до 200 мм. В номенклатуре продукции имеются подшипники, изготавливаемые по заказу: шариковые упорные, сферические радиальные роликовые двухрядные и другие. Номенклатура подшипников постоянно обновляется.

Подшипники выпускаются в соответствии с ГОСТ 520-2011 «Подшипники качения. Общие технические условия» классами точности нормальный и 6. По заказу потребителя в некоторых случаях выпускаются подшипники классом точности 5.

ООО «СПЗ-4» выпускает подшипники со стандартными радиальными зазорами, с нестандартными радиальными зазорами - только по заказу потребителя. Также по заказу потребителей выпускаются подшипники с регламентируемым осевым зазором.

Закрытые подшипники выпускаются с наиболее распространенными смазками Литол-24 (С17) и ЛЗ-31 (С9), по заказу потребителя закладывается любая смазка, например, для подшипников, работающих при низких температурах, используется смазка ЦИАТИМ-221 (С2) (рабочий интервал от -60 градусов до +150 градусов Цельсия). Для более высоких температур закладывается смазка «Юнола» (рабочий диапазон от -50 градусов до +150 градусов Цельсия, кратковременно до 180 градусов Цельсия). Данная смазка применяется для подшипников натяжных роликов ДВС автомобилей семейства ГАЗ и УАЗ. Кроме того, ООО «СПЗ-4» использует импортные смазки (CHEVRON-SRI-2, BERUTOX FE18 EP и другие).

По заказу потребителя ООО «СПЗ-4» выпускает подшипники с гарантированным уровнем вибрации с контролем по ОУВ или в 3 диапазонах частот. Данные подшипники (6-180201 УС9Ш1, 6-180302 УС9Ш1, 6-180502 УС9Ш1, 6-180603 С9Ш1, 6-1180304 С9Ш1, 76-180200 С9Ш1 и другие) в основном применяются для электромоторов, которые успешно поставляются на протяжении многих лет на завод им. Тарасова (г. Самара) для генераторов автомобилей.

ООО «СПЗ-4» освоил для КПП автомобилей семейства КАМАЗ подшипники с регламентируемым уровнем вибрации (6-170314 ЛШ1, 6-170412 ЛШ1 и другие).